5-6 класс. Внеурочная деятельность Истории Хакасии

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «История Хакасии» для 5-6 классов разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования. Она является частью Основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «УстьКиндирлинская ООШ» имени М.И. Чебодаева».
Программа обеспечивает учёт исторических региональных, национальных и
этнокультурных особенностей Республики Хакасия как субъекта Российской
Федерации.
Общей целью учебного курса является формирование у обучающегося
целостной картины древней истории Хакасии, учитывающей её значимость для
понимания современного места и роли малой родины в России и мире, важность
вклада древнего местного населения, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам
развития российского государства и общества.
Исходя из общей цели, решаются следующие задачи:
-создавать условия для формирования активной гражданской позиции, чувства
любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, республики, своего
народа;
-воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к родному краю,
позитивное отношение, интерес к прошлому и настоящему родного края;
-содействовать формированию у молодого поколения ориентиров для
гражданской, этнонациональной, социальной самоидентификации в мире;
-способствовать формированию у школьников умения применять исторические
знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,
полиэтническом и многокофессиональном обществе.
Место внеурочной деятельности «История Хакасии»
для 5-6 классов в учебном плане
Учебный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. Объём учебной
нагрузки составляет 34 часа в течение одного года.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«История Хакасии» 5-6 классы
К важнейшим личностным результатам изучения учебного курса «Древняя
история Хакасии» относятся следующие убеждения и качества:
 развитие любознательности и формирования интереса к изучению родного
края;
 развитие
интеллектуальных и творческих способностей, дающих
возможность выражать свое отношение к окружающему миру;
 воспитание ответственного отношения к природе, культурному наследию
Хакасии, осознание необходимости сохранения родного края;

формирование мотивации дальнейшего изучения хакасской культуры,
истории хакасской народной одежды и жилищного быта;
 формирование
основ гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта
древней истории родного края и как части российской и мировой истории;
 воспитание уважения к историческому наследию хакасского народа, народов
России, восприятие традиций исторического диалога, сложивших в поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
– учебную, общественную и др.;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результат своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентации, реферат и др.)
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
 формирование умений применения исторических знаний для осмысления
сущности современных общественных явлений жизни в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
 развитие умений поиска, анализа, сопоставления и оценки содержащийся в
различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.
Предметные результаты изучения учебного курса «Древняя история Хакасии»
учащимися включают овладение историческими знаниями о древней Хакасии, а
также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов.
Ученик научится:
 определять место исторических событий во времени, объяснять смысл
основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э, н.э.);
 описывать условия существования, основные занятия, образ жизни
хакасов, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории
Хакасии;
 объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства
памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,
произведений искусства;


описывать основные периоды древней истории народов, населявших
Хакасско- Минусинский край, достижения археологических культур;
 объяснять топонимику историко-географических объектов;
 анализировать информацию из исторических источников – текстов,
материальных и художественных памятников древней эпохи Хакасии; показывать
размещение географических объектов на карте Хакасии: рельефа, рек, озер,
природных комплексов, крупных населенных пунктов (центров), площадь
республики;
 знать имена и результаты научной деятельности ученых-исследователей:
Н.Ф. Катанов, Л.Р. Кызласов, С.В. Киселева, Л.А. Евтюховой, М.П. Грязнова, Я.И.
Сунчугашева, И.Л. Кызласова;
 раскрывать особенности природы Хакасии;
 знать памятники природы и достопримечательности родного края;
 давать оценку наиболее значительным событиям и личностям в истории
Хакасии и др. Ученик получит возможность научиться:
 давать характеристику общественного строя древних государств;
 сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в
них общее и различия;
 видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
 высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного
наследия древних народов, предшественников хакасов;
 читать карты Хакасии, определять географические координаты основных
объектов;
 объяснять причины и следствия событий и явлений древней истории
Хакасии;
 соотносить размеры территории республики с территорией России;
 объяснять топонимику географических объектов.


Содержание учебного курса «История Хакасии» 5-6 класс
Введение. Вечная земля.
Счет веков и лет древней истории. Цифры, обозначающие века и тысячелетия.
Археологи изучают жизнь предков. Древние памятники нашей родины. Природные
границы нашего края: на западе, на карте он слева, высятся хребты Кузнецкого АлаТау, на востоке, он справа. стоят вершины Восточного Саяна, на юге, внизу карты,
тянутся цепи Западного Саяна, Хакасско-Минусинская котловина.
Часть I Первобытность каменного века.
Появление человека и освоение им природы. Первобытные люди (древний
каменный век, палеолит).
Происхождение человека. Древнейшие люди (неандертальцы). Древние люди
(человек современного типа). Искусство и мифология палеолита. Верования.
Одухотворение природы.
Достижения среднего и нового каменного века.

Средний каменный век (мезолит). Новый каменный век (неолит). Рисунки
на скалах.
Отличия каменного века Хакасии.
Часть II Первобытность эпохи меди и бронзы.
Появление металлургии и военной знати. Медный век.
Афанасьевская культура (III тысячелетие до нашей эры). В Хакасии в период
медного века приходится на III тысячелетие до н.э., то есть бытует 5 тысяч лет. Люди
селились у водоемов небольшими поселками из углубленных в землю жилищполуземлянок и срубных домов. Ослабление и падение афанасьевской культуры,
появление окуневской культуры раннего бронзового века.
Бронзовый век (II тысячелетие до нашей эры)
Окуневская культура (конец III – середина II тыс. до н.э.). ХакасскоМинуссинская котловина как место обитания смешанного расового населения.
Древнейшие изваяния Сибири. Изображения на отдельных камнях и на скалах.
Андроновская культура (XVI – XIV века до н.э.). Третья волна переселения
европеоидного населения. Одна общая культурная область с огромным миром
Евразии.
Карасукская культура (XIII – IX века до н.э.). 3,5 тысячи лет назад в ХакасскоМинусинской котловине появились многочисленное пришлое население.
Карасукское общество выделялось из окружающего мира высоким уровнем горного
дела и мощным развитием бронзолитейного производства. Очаг южносибирской
металлургии в течение всего бронзового века оказывал мощное воздействие на
развитие н6е только близлежащих, но и отдаленных районов.
Колесничие бронзового века. Появление специально подготовленных воиновкопейщиков. Отличия бронзового века Хакасии. Возникший в энеолите саяноалтайский металлургический центр был одним из самых ранних в Евразии.
Развиваясь в течение всего бронзового века, он оказал мощное плодотворное
влияние как на близлежащих, так и на далекие земли, всюду ускоряя местное
развитие и налаживая культурные связи. Неоднократный приток нового населения в
Хакасско-Минусинскую котловину проходил столетием за столетием – хороши
были земли, и люди находили здесь все, что искали. Основные волны пришельцев
шли с запада.
Часть III Ранний железный век. Образование первых государств.
Тагарская культура (VIII – III века до н.э.)
Общие черты эпохи и особенности тагарской культуры. Говорили на языках,
которые были близки к речи современных жителей Западной Сибири и севера:
частью угорских, таких как у хантов и манси, частью на самодийских, как у
селькупов, ненцев и энцев, а некоторой частью и кетской нв языках людей Горного
Алтая.
Почему на курганах камни. Курган передает не только форму обитаемой Земли,

но и образ всей Вселенной в том облике, в котором они воспринимались
создателями тагарских курганов. Профессиональное искусство проектирования и
возведения величественных сооружений существовало уже за 25-28 веков до нас.
Большой Салбыкский курган. Салбых – лужа. Священное кладбище древних
владык.
Жречество раннего железного века. Профессиональное жречество – культ,
выраженный не только в облике, но и в распространенном обычае создания
наскальных рисунков.
Царство Динлин (IV – III века до н.э.). Вершина древней истории Хакасии.
«Государство Динлин», первое на Енисее государство, сложившееся в результате
развития того общества, которое археологи называют тагарской культурой. Главной
чертой южносибирской цивилизации, оставившей нам памятники тагарской
культуры, явилась высокая степень специализации и профессионализма, достигнутая
во многих сферах общественной жизни и производства.
Часть IV Гуннская эпоха в истории Хакасско-Минусинской
котловины (II -I века до н.э.)
Гуннское государство в Азии (III век до н.э. – V век н.э)
Самобытность гуннского общества. Хакасско-Минусинская котловина в
период нахождения под властью центральноазиатских гуннов. Формирование в
Центральной Азии и Южной Сибири городской культуры.
Гуннские древности. Первое достоверное упоминание азиатских гуннов-сюнну.
Квадратные жилища гуннов, система отопления гуннских домов. Территория
расселения, типичные предметы. Памятники гуннской культуры.
Владычество гуннов на Енисее (II век до н.э. – I век до н.э.)
Историческое содержание эпохи. 201 год до н.э. – завоевание гуннами СаяноАлтайского нагорья, Тувы, Забайкалья, части Монголии. Постоянная борьба с
китайской империей. Завоевание гуннов не прервало хозяйственного развития горностепного края. Гунны создали государство с единым управлением как оседлым, так и
кочевым населением – т.е. полноценную мировую державу. Древности Хакасии
гуннского периода: Тесинский переходный этап (III – I века до н.э.). Святилища на
реках Тесь и Ерба. Памятники монументальной архитектуры.
Гуннский дворец и городок на Ташебе (I век до н.э.). Дворец на Ташебе – яркий
пример соединения строительных и архитектурных установлений разного
происхождения. Отличительная особенность политического центра гуннского
наместничества в Южной Сибири.
Судьба полководца Ли Лина. Правление в Древнехакасском государстве
представителя правящего правителя рода кыргыз, наместника гуннской державы на
Енисее – полководца Ли Лина.

Часть V На заре средневековья. Возникновение хакасского народа.
Таштыкская культура (середина I века до н.э. – V век н.э.)
Достижения эпохи. Новая культура, сложившаяся в результате слияния племен,
- таштыкская. Таштыкская культура, первый сложившийся этап в истории хакасского
народа. Отделение ремесла от сельского хозяйства.
Бытовая и обрядовая культура. Оглахтинская гробница. Могильник
двухтысячелетней давности. Совместное захоронение двух разных по
происхождению погребальных обрядов.
Лица предков. Погребальные портретные маски. Возникновение мумий
тесинского периода. Искусство портретной скульптуры.
Рисунки на скалах, курганных камнях и обрядовых предметах. Живость рисунка.

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тематическое планирование 5-6 классы
Наименование раздела
Количество часов
Введение
Первобытность каменного века
Первобытность эпохи меди и бронзы
Ранний железный век
Гуннская эпоха в истории ХакасскоМинусинской котловины (II-I вв.до н.э.)
На заре Средневековья. Возникновение
хакасского народа
Всего

1
10
7
5
6
5
34

Календарно-тематическое планирование
№
Раздел
Кол-во Дата
Факт
часов
1
1
06.09
Введение. Вечная земля.
Первобытность каменного века (10 ч.)
2
Происхождение человека.
1
13.09
3-4 Древнейшие люди (неандертальцы).
2
20.09
Древние люди (человек современного типа).
5
Искусство и мифология палеолита.
1
27.09
6
Верования.
1
04.10
7
Одухотворение природы.
1
11.10
8
Средний каменный век (мезолит).
1
18.10
9
Новый каменный век (неолит).
1
25.10
10
Рисунки на скалах
1
01.11
11
Отличия каменного века Хакасии.
1
15.11
Первобытность эпохи меди и бронзы (7 ч.)
12
Афанасьевская культура (III тысячелетие до
1
22.11
нашей эры).
13
Окуневская культура (конец III – середина II
1
29.11
тыс. до н.э.).
14
Древнейшие изваяния Сибири.
1
06.12
15
Андроновская культура (XVI – XIV века до
1
13.12
н.э.).
16
Карасукская культура (XIII – IX века до н.э.).
1
20.12
17
Колесничие бронзового века.
1
27.12
18
Отличия бронзового века Хакасии.
1
10.01
Ранний железный век (5 ч.)
19
Тагарская культура (VIII – III века до н.э.)
1
17.01
Общие черты эпохи и особенности тагарской
культуры.
20
Почему на курганах камни.
1
24.01
21
Большой Салбыкский курган.
1
31.01
22
Жречество раннего железного века.
1
07.02
23
Царство Динлин (IV – III века до н.э.).
1
14.02
Вершина древней истории Хакасии.
Гуннская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины
(II-I вв.до н.э.) (6 ч.)
24
Гуннское государство в Азии (III век до н.э. –
1
21.02
V век н.э). Самобытность гуннского общества.
25
Гуннские древности.
1
28.02
26
Владычество гуннов на Енисее (II век до
1
07.03
н.э. – I век до н.э.)

Историческое содержание эпохи.
27

28
29
30

31
32
33

34

Древности Хакасии гуннского периода:
1
14.03
Тесинский переходный этап
(III – I века до н.э.).
Гуннский дворец и городок на Ташебе (I век
1
21.03
до н.э.).
Судьба полководца Ли Лина.
1
04.04
На заре Средневековья. Возникновение хакасского народа (5 ч.)
Таштыкская культура (середина I века до
1
11.04
н.э. – V век н.э.)
Достижения эпохи.
Бытовая и обрядовая культура. Оглахтинская
1
18.04
гробница.
Лица предков.
1
25.04
Рисунки на скалах, курганных камнях и
1
16.05
обрядовых предметах.
Живость рисунка.
Повторительно-обобщающее занятие
1
23.05
«История Хакасия»

Источники информации
1. Археология. Учебник / Ред. В.Л. Янин. М.: Изд-во Московского ун-та,
2006.206 с.
2. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года / Ред. Л.Р. Кызласов.
М.: Наука, Восточная литература, 1993. 525 с.
3. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. Изд-во АН СССР. М., 1951.
642 с. (1-е изд.: Древняя история Южной Сибири // Материалы и исследования по
археологии СССР. №9. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 364 с.
4. Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской
котловины. М.: Изд-во Московского ун-та, 1960. 197 с.
5. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири (в кратком
изложении). Пособие для учителей истории. Абакан: Хакас. Отделение
Красноярского кн. Изд-ва, 1989. 57 с. (2-е изд, стереотип.: Абакан: Хакас. Отд.
Кроасноярского кн. Изд-ва, 1991)
6. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск:
Изд-во Красноярского ун-та, 1992 225 с.
7. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М.: Высшая школа,
1984. С.167с.
8. Кызласов Л.Р. Сибирь. Взгляд из прошлого в будущее // Вестник
Московского университета, серия 8, история, 1993, №4. С. 47-60
9. Кызласов Л.Р. Сибирь: на границе прошлого с грядущим // Кызласов Л.Р.,
Кызласов И.Л. Ключевые вопросы истории хакасов. Сборник статей. Абакан:
Хакасское кн. Изд-во, 2016. С. 54-57
10. Кызласов Л.Р. К вопросу об этногенезе хакасов // Кызласов Л.Р., Кызласов
И.Л. Ключевые вопросы истории хакасов. Сборник статей. Абакан: Хакасское кн.
Изд-во, 2016. С. 25-53 (1-е изд.: Ученыезаписки Хакасского научноисследовательского института языка,
литературы и истории. Вып. VII. Абакан: Хакас. Книжное изд-во, 1959. С. 70-92).
11. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.:
Восточная литература, 1997. 319 с. (2-е изд.: Кычанов Е.И. История приграничных с
Китаем древних и
средневековых государств (от гуннов до маньчжуров) СПб.:
Петербургское лингвистическое общество., 2010. 364 с.)
12. Сунчугашев Я.И. Чалтырама Адам Чирі. Хакаасс чиріннеңер археология
паза история очерктері. Ағбан: Хакас книга издательствозы, 1994. 104 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».